Featured Posts

Pro bono

July 22, 2015

1/1
Please reload

Recent Posts

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖАЛОБЩИКИ — КТО ОНИ?

 

НИКОЛАЙ ТИТОВ, АДВОКАТ, ОСНОВАТЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ A.T.LEGAL. О ТОМ, КТО ТАКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖАЛОБЩИКИ, КАКИЕ ЦЕЛИ ОНИ ПРЕСЛЕДУЮТ И КАК КОМПАНИИ МОГУТ ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ СРЫВА ГОСЗАКАЗА ДЛЯ РБК.

В мире госзаказа участникам рынка и управлениям антимонопольной службы давно известны такие персонажи, как «профессиональные жалобщики», или, как их еще называют, «киллеры или убийцы госзаказа». Профессиональные жалобщики — это в основном организации, у которых нет задачи участвовать в торгах, их цель — приостановить торги, воспрепятствовать проведению закупки, сделать все, чтобы она не состоялась. Делают они это не для того, чтобы справедливость восторжествовала или нарушения были устранены, а для личной выгоды: жалобщики так чаще всего зарабатывают деньги.
Они всегда действуют по одним и тем же сценариям: ищут подходящую закупку, смотрят, к чему в ней можно придраться, пишут жалобу и подают ее в УФАС (территориальное управление антимонопольной службы). Такую жалобу легко определить — в основном эти жалобы исходят от одного и того же лица с одинаковым текстом по аналогичным закупкам и содержат в себе какой-нибудь запугивающий момент, например, что кроме нарушений Закона о контрактной системе между сторонами и заказчиком есть сговор (картель) или что закупка имеет коррупционную составляющую и т.п.
ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖАЛОБЩИКОВ
Жалобщика можно вычислить по реестру жалоб на сайте zakupki.gov.ru, указав наименование организации, подающей жалобу, и посмотрев, сколько и какие жалобы она подает. После принятия УФАС жалобы закупка в силу закона в любом случае приостанавливается. Поэтому жалобщик всегда добивается промежуточной цели: он тормозит торги. Далее, в зависимости от того, насколько жалоба напугала участников закупки, жалобщик выходит на участников торгов и предлагает им за деньги отозвать жалобу. Либо бьется за свою жалобу в интересах нанявшей его компании, целью которой является отменить закупку или изменить ее в своих интересах.
При этом профессиональный жалобщик сам по себе по роду своей деятельности не имеет никакого отношения к предмету торгов и участвовать в таких торгах не будет и даже не собирается. Он зарабатывает деньги на жалобах, чаще всего формальных, но написанных так, что, если не обладаешь дополнительными юридическими профессиональными знаниями, можно напугаться. Например, иногда жалобщики, если у них не получилось заработать, отзывают свою жалобу в самый последний момент, и такая жалоба не рассматривается. Время и силы на подготовку к ее рассмотрению и у УФАС, и у участников закупки затрачиваются впустую, закупка приостанавливается, а цель навредить достигается. Среди профессиональных жалобщиков, конечно, есть те, кто жалуется только на нарушение закона в интересах нанявших их лиц, но таких мало. Обычно под пристальное внимание жалобщиков попадают крупные торги и торги по проведению строительных, ремонтных и дорожных работ.
С учетом того, что по действующему законодательству практически любое лицо имеет возможность подать жалобу на нарушения при проведении госзакупок, естественно, что объектом внимания профессиональных жалобщиков могут быть не только закупки со значительным объемом финансирования, но и закупки, проведение которых, а равно стоимость отдельных закупаемых товаров, может вызвать общественный резонанс. Причем не исключается, что для отдельных жалобщиков привлечение общественного внимания может стать главной целью.
СТОИТ ЛИ БОРОТЬСЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЖАЛОБЩИКАМИ
Проблема профессиональных жалобщиков является достаточно острой. В приведенном ниже примере только одна организация смогла за две недели подать в антимонопольные органы более 80 жалоб. А если допустить, что таких организаций гораздо больше и что некоторые из них специализируются на обжаловании закупок только в определенной сфере, то можно предположить, какое количество бессмысленной работы проделывают антимонопольные органы по рассмотрению подобных жалоб.
О масштабности и серьезности затронутой проблемы свидетельствует то, что еще в 2018 году Федеральная антимонопольная служба выступила с предложениями по ограничению возможностей таких жалобщиков. По данным за 2018 год, ФАС РФ рассмотрела около 64 тыс. жалоб, из них только чуть более половины были признаны обоснованными. В частности, антимонопольный орган предложил взимание государственной пошлины при подаче жалобы в органы ФАС. Но до настоящего времени соответствующие изменения в законодательство не были внесены. Никакой работы по систематизации информации о профессиональных жалобщиках, что позволило бы более точно оценить размах их деятельности, в том числе по отраслям, не ведется.
КЕЙС
На фоне пандемии приоритетным направлением государства является оснащение больниц и закупка необходимых лекарственных препаратов для лечения коронавируса. Однако даже в такой ситуации при закупках лекарственных препаратов замечена повышенная активность со стороны одной из компаний.
3 апреля 2020 года была подана жалоба в УФАС города Москвы компанией ООО «Русспроф» в отношении Городской клинической больницы № 40, более известной как Коммунарка, которая в настоящее время борется за жизни людей, заразившихся коронавирусом. Больница осуществляла закупку средства для проведения компьютерной томографии. В своей жалобе «Русспроф» потребовала отменить закупку, мотивировав тем, что больница нарушила правила описания объекта закупки, предусмотренные постановлением правительства № 1380, — в техническом задании было указано одно лекарственное средство конкретного производителя.
КАК НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОН ПРИ УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ

На самом же деле больница в ТЗ указала те характеристики, которые допускаются постановлением правительства № 1380, и по правилам их не надо обосновывать. Кроме того, лекарственный препарат, который был необходим больнице, на территории РФ единственный и аналогов у него нет. Если у лекарственного препарата нет аналогов, его можно закупать однопозиционным лотом. Следовательно, нарушений со стороны больницы не было.
На наш взгляд, в жалобе было явное формальное применение закона, не относящееся к проводимой закупке. На основе заявки можно предположить, что заявитель не намерен был участвовать в закупке. В открытых источниках написано, что компания ООО «Русспроф» занимается арендой, строительством, ремонтными работами, то есть не является ни поставщиком, ни производителем лекарственных препаратов. Соответственно, в этой закупке она участвовать, видимо, не будет, учитывая, что у нее нет лицензии и данной закупкой ее права не нарушаются. Такая жалоба с требованием отмены закупки в условиях пандемии, борьбы с вирусом и серьезностью ситуации, кроме всего прочего, может быть расценена не только как направленная на затягивание и срыв сроков закупки необходимого лекарства, но и злоупотребление правом и причинение вреда. В итоге в требованиях ООО «Русспроф» об отмене закупки УФАС города Москвы отказал.
Этой же компанией 3 апреля 2020 года была подана жалоба и в отношении ГБУЗ города Москвы «Морозовская детская городская клиническая больница». Жалоба имела аналогичное содержание, что и предыдущая. ООО «Русспроф» требовало отменить закупку уже противоопухолевого лекарственного препарата для детей. Это лекарство также является единственным зарегистрированным на территории РФ лекарственным препаратом и не имеет аналогов. Жалоба ООО «Русспроф» УФАС города Москвы была также признана необоснованной.
По данным реестра жалоб на сайте https://zakupki.gov.ru/, с начала апреля 2020 года за две недели этой компанией было подано более 80 жалоб.
Согласно закону № 44 «О контрактной системе» нельзя запретить подачу такого рода жалоб в УФАС, так как, если жалоба соответствует по формальному признаку и подается до окончания срока подачи заявок, ее должны принять, рассмотреть, и для этого не обязательно участвовать в закупке. Нет правового механизма, который позволяет не рассматривать аналогичные жалобы или штрафовать жалобщиков.
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЖАЛОБЩИКАМ
Обычно профессиональные жалобщики говорят, что ничего противозаконного они не делают, и формально это действительно так, возможность подачи жалоб предусмотрена законом. Причины таких жалоб они всегда объясняют наличием коррупционных составляющих, картельных связей и ограничением участников закупки, а также тем, что они борются за законность и справедливость, помогают общественным организациям.
Поэтому возможности правоохранительных органов существенно ограничиваются, нельзя привлечь к ответственности профессионального жалобщика, пока не будет причинен реальный ущерб интересам государства или организаций. Чтобы проанализировать ситуацию и выработать действенные правовые и организационные меры, препятствующие или существенно затрудняющие активность профессиональных жалобщиков, требуется широкое обсуждение с привлечением представителей профессионального сообщества.
Самим организациям, которые столкнулись с такими профессиональными жалобщиками, можно рекомендовать иметь в штате или на аутсорсе квалифицированного юриста. Он сможет оперативно ознакомиться с поступившей жалобой и оценить ее перспективы. Если есть основания, юрист сможет оформить письменное возражение в антимонопольный орган, в котором объяснит, что жалобщик специально затягивает процедуру госзакупки. Также помощь юриста будет необходима, если цель жалоб — получить денежные средства от участников закупки и этому есть объективные подтверждения. В таком случае необходимо обращаться с заявлением в правоохранительные органы о совершении преступления.

Please reload